Что значит выйти на глиссер на лодке?

Статьи
25 07 2022

Водномоторники со стажем понимают и отлично разбираются в отличиях режимов водоизмещения и глиссирования лодки. Поэтому этот материал больше предназначается для новичков в «мореходстве». О глиссировании, а так же о том, как можно перейти к этому режиму, управляя лодкой, и всегда ли это возможно сделать, рассказывают эксперты центра мототехники «Спорт-Экстрим».

Под глиссирующим движением подразумевают скольжение судна по глади водоема, при этом оно должно находиться под весьма небольшим углом к поверхности и держаться на воде исключительно силой водяного напора. При глиссере сокращается минимальная площадь контакта дна лодки с водой, резко уменьшается сопротивление движению, а скорость, наоборот, быстро увеличивается.

Три основных режима движения плавсредства

Для лодок характерны несколько основных стадий передвижения по воде.

Водоизмещающая

Скорость при таком режиме достаточно умеренная — порядка 15–16 км/ч, и достигается она во время торможения, на первоначальном отрезке движения в процессе разгона, а также во время весельной гребли. Эта стадия характерна для маломерных судов, которые оснащены двигателями малой мощности. Лодка перемещается с минимальным применением ее скоростных качеств, а поверхность плавсредства, которая при этом смачивается, максимальная. При движении поднимается высокая волна. В этом режиме расходуется больше топлива, чем при глиссировании.

Переходная

Такой режим характеризуется более высокой скоростью — до 17–18 км/ч. При этом носовой отдел судна сильно приподнят во время движения по воде, а кормовой, то есть там, где борт и мотор, наоборот, оказывается почти вровень с поверхностью, а порой даже притоплена. Начинающие лодочники могут принимать это состояние за полноценное глиссирование, но это не так.

Глиссирующая

В этом случае скорость судна составляет более 20 км/ч. Площадь лодки, которая смачивается при этом, будет минимальной. Данная стадия хороша тем, что является наиболее экономичной в плане расхода топлива.

лодка скользит и взлетает по воде

Как привести лодку в режим глиссирования?

Чтобы лодка могла войти в режим передвижения, при котором она скользит по поверхности воды, требуется произвести определенные действия. Процесс совсем несложный, а поддерживать его еще проще. Сначала следует отплыть от берега на небольшое расстояние и промониторить окрестности на предмет отсутствия препятствий и помех. Следом необходимо выжать газ по полной. Через некоторое время судно выйдет на глиссер, и тогда уже можно наполовину сбавить газ. При этом важно помнить ряд значимых условий, необходимых для глиссирования.

Параметры скорости

Чтобы выйти на стадию глиссирования, большое значение имеют скоростные параметры:

  • Минимальная скорость. Нужная величина будет зависеть от веса плавсредства, а также от нагрузки, которая воздействует на двигатель и гребной винт. Учесть нужно и тот момент, в какой части судна находится груз. В среднем для начала глиссирования нужно развить скорость не менее 19–20 км/ч.
  • Максимальная скорость. Рассчитывается по специальной формуле: V/√(g*L), где V — скорость лодки, g — ускорение свободного падения, L — длина корпуса лодки, измеряемая вдоль линии воды. Параметры для маломерных судов, способных вставать на глиссер, при таком расчете, как правило, больше >1. Для режима водоизмещения значение будет в пределах 0,2–0,3.

/Линейка моторов ПЛМ разных мощностей

Мощность мотора

Чтобы иметь возможность плыть на лодке в режиме глиссирования, нужен двигатель подходящей мощности. Каких-либо теоретических основ определение данного параметра не имеет, все индивидуально. Но можно заручиться оценкой водномоторников, которая достигнута опытным путем, а также параметрами, которые зависят от длины плавсредства:

  • L в. пределах 2,9–3,3 метра с одним человеком — мотор 4–6 л. с. (Sea-Pro F 5S, Tohatsu MFS 5D DS, Mercury 4 M). Если есть пассажиры, то дополнительно за каждого из них нужно начислить на мощность еще 3 л. с.
  • L в. пределах 3,3–3,6 метров с одним человеком — мотор 8 л. с. (Yamaha Enduro 8 DMHS, Hidea HD9.8FHS, Sea-Pro T 9.8S). За каждого пассажира тут нужно накинуть по 5 л. с.
  • L в. пределах 3,7–4 метров с одним человеком — мотор 10 л. с. (Sea-Pro ОТН 9.9S, Tohatsu M 9.9D2 S, Suzuki DT 9.9AS). Под каждого пассажира необходимо добавить еще по 5 л. с.
  • Для суден длиннее 4 метров рекомендуется установить мотор мощностью более 10 л. с. (Tohatsu MFS 20 ES, Suzuki DF20 AS (AL), Hidea HD9.9FHS PRO (326cm3)).

Распределение нагрузки

Чтобы скользить на судне по воде, следует учитывать развесовку, создаваемую внутри колпита. Чтобы не встрять на этапе переходного режима, важно создать максимальную нагрузку на нос судна. Бывалые лодочники даже переставляют туда топливный бак. 

Альтернативный вариант — переместиться от мотора к центру судна в то время, когда оно начинает задирать нос, таким образом можно прижать дно к воде. Последний способ работает в моделях плавсредств длиной не более 4 метров.

быстроходный катер в глиссере

4 основные причины, почему судно не выходит на глиссер

Можно выделить несколько основных факторов:

  • Двигатель имеет низкую мощность. Как определить оптимальный параметр, указано в предыдущем разделе.
  • Неверно выбран угол наклона мотора. Эксперты рекомендуют ориентироваться на значение в интервале от 5 до 15 градусов. При этом регулировка угла должна происходить только когда двигатель выключен.
  • Слишком высокое размещение транца. Из-за этого гребной винт может начать отчасти захватывать воздух. И это станет препятствием для скольжения по воде.
  • Вес в судне распределен неравномерно. Зачастую именно поэтому не удается скользить по воде. Поэтому следует контролировать, чтобы не возникал перегруз на бортах и корме лодки.

Выбор лодки и мотора

Почему владельцев плавсредств так интересует вопрос, как скользить по воде? Очень просто — при таком режиме тратится минимальное количество топлива, зато в скорости судно не теряет, а наоборот, скользит по воде весьма шустро. Если водные прогулки или рыбалка вам в удовольствие, приглашаем ознакомиться с ассортиментом лодок в интернет-магазине «Спорт-Экстрим». 

В каталоге представлены модели BoatMaster, GLADIATOR, SMARINE, X-RIVER, Феникс, Хантер и других популярных российских и зарубежных производителей, а также аксессуары и комплектующие к ним. Возможна доставка по РФ.

И не забываем о важном факторе — правильная установка подходящего лодочного мотора. Это поможет сократить расход топлива и повысить скорость. 

Выбрать и приобрести ПЛМ

Lineyka-motorov-HIDEA

Специалисты водно-моторного центра помогут подобрать
подходящие под ваши цели и ожидания модели.


Чтобы получить подробную консультацию по наличию, ценам и характеристикам, просто позвоните +7 (4822) 65-65-03.

Интересное о мототехнике

Меньше, больше, идеально: какой длины лодку выбрать для рыбалки?
Статьи
17 Августа 2023
Меньше, больше, идеально: какой длины лодку выбрать для рыбалки?

Разберем ключевые аспекты, которые помогут определиться с оптимальной длиной лод...

Миссия выполнима: 15 способов вывести из строя свой лодочный мотор
Статьи
26 Июля 2023
Миссия выполнима: 15 способов вывести из строя свой лодочный мотор

Вредные советы от «Спорт-Экстрим»: секреты недолгой жизни лодочных моторов.

Новые правила регистрации лодок: что изменилось в 2023 году?
Статьи
19 Июля 2023
Новые правила регистрации лодок: что изменилось в 2023 году?

В 2023 году появилась масса слухов о предполагаемых изменениях.

Спасибо!

Ваша заявка принята, мы свяжемся с вами в рабочее время