Миссия выполнима: 15 способов вывести из строя свой лодочный мотор

Статьи
26 07 2023

Долговечность двигателя в существенной мере зависит от обкатки и начального периода его эксплуатации. В рамках рубрики вредных советов эксперты интернет-магазина мототехники «Спорт-Экстрим» в Твери расскажут о том, как легко и просто превратить мотор вашего маломерного судна в кучу металлолома. И да, помните: не надо так.

Итак, как же можно испортить мотор на самом деле?

Многие владельцы лодок уверены, что правильно содержат и эксплуатируют двигатель. Вполне возможно, что они действительно своевременно проводят замену масла и топливных фильтров, следят за уровнем охлаждающей жидкости, от корки до корки изучили руководство по эксплуатации. А вдруг все же пропустили что-нибудь важное? Проверим. Ниже представлен чек-лист, как НЕ надо поступать с лодочным мотором.

  1. Игнорируйте индикаторы неисправностей

Ну и что, что загорелась лампочка или сингалит предупреждающий зуммер? Да вы вообще имеете полное право не заметить загоревшиеся светодиоды на солнечном свете или в окружающем шуме и при работающем моторе не услышать тревожные сигналы. Зато счет, который вам выставят в сервисном центре, вы точно увидите с широко открытыми глазами или услышите, какую сумму озвучивает мастер. А это случится. Рано или поздно.

  1. Установите термостат неправильно

А сделать это — как два пальца об асфальт (проверено некоторыми на практике, причем не только новичками, но даже теми, кто считает себя профессионалами). Достаточно поставить термостат вверх ногами, и тогда чувствительная к теплу часть двигателя будет находиться с другой стороны. Это самый надежный на сегодняшний день способ, чтобы довести лодочные моторы до перегрева.

  1. Просто забудьте о существовании манометра

Забудьте — от слова вообще. Это пусть вон летчики тщательно проверяют датчики. Зачем владельцу маломерного судна внимательно проходить панель глазами сначала в одну сторону, а потом в другую? Мы ни на что не намекаем, но некоторые заботливые владельцы лодок специально настраивают манометры таким образом, чтобы при нормальных показателях стрелочки всегда стояли четко вверх, как «на 12 часов». Смотрится необычно, зато так всегда легче сразу заметить нежданные отклонения.

  1. Вливайте чистый антифриз

И правда, кто действительно придумал заморочку, чтобы заливать в систему охлаждения антифриз, который разбавлен водой? Не все понимают, что чем состав смеси будет ближе к чистому антифризу, тем сильнее будет нагреваться движок. Температура закипания неразбавленного антифриза более высока по сравнению с порогом закипания воды. Так что тепла сохранится куда больше, а это в свою очередь позволит лодочному мотору работать горячим, а то и вовсе перегретым.

  1. Не слушайте, что «говорит» ваше судно

Ну да, лодки всегда будут издавать какие-то звуки. К этому нужно просто привыкнуть и не обращать внимания. Визжащий свист, который может свидетельствовать об ослаблении ремня ГРМ? Металлический стучок, идущий в такт оборотам мотора, говорящий о том, что подъемники клапана приказывают долго жить? Скрип и скрежет как указание на то, что подшипник насоса превратился в крошку? Сильный и довольно громкий выхлоп, подтверждающий что уровень охлаждающей жидкости критически низок, а водяной насос нуждается в срочной диагностике? Да это просто какофония звуков какая-то! Но уж точно не повод беспокоиться об исправности мотора.

  1. Принюхиваться к лодке — тоже лишнее

К чему вдыхать характерный «букет», доносящийся из машинного отделения, когда можно наслаждаться морским или речным свежим воздухом? А ведь мотор в здоровом состоянии имеет определенный запах. И нужно просто принюхаться к нему хорошенько и запомнить. Как только запах изменится, это индикатор того, что-то пошло не так. Так, «аромат» горелой резины может источать крыльчатка водяного насоса, если прокручивание начало идти на сухую (тут самое время проверить, нет ли засора в водоприемнике) или имеет место нехватка охлаждающей жидкости, или клиновой ремень проскальзывает, или муфта кормового привода неисправна. Запах горелого масла — свидетельство того, что мотор был перегружен, если пахнет очень сильно — скорее всего, на горячем моторе подтекает масло. Если аромат сладковатый, возможно, есть утечка антифриза. Пахнет жжеными волосами — кажется, случилось короткое замыкание. Хотя… Надо оно вам вот это вот все?

  1. Проверяйте работу двигателя на суше

Пока вы еще на берегу, заведите двигатель, чтобы удостовериться, что он работает. Вы же точно уверены, что за эти несколько секунд лодочный мотор вообще не перегреется. Ну так-то да. Только вот при таком способе мониторинга беда может прийти откуда не ждали и обернется повреждением крыльчатки водяного насоса, ибо для нее нужна вода, играющая роль смазки. На сухую крыльчатка подвержена быстрому износу и выходу из строя.

  1. Безусловно экономьте на масле и топливе

Ведь экономия должна быть экономной! Так что смело заливайте в свой двухтактный мотор самое дешевое масло, какое только найдете, и дешевое топливо. Ну и что, что в содержании мотора ничто не обходится дороже, чем применение ноунеймовского бюджетного масла и топлива, которое меньше минимального октанового числа, рекомендованного производителем. Когда еще проблемы с поршнями, цилиндрами, кольцами и производительностью в целом начнутся, а уж сезон худо-бедно откатаете. А там и трава не расти. И снег не падай. И лодка… не плыви.

  1. Не парьтесь насчет вибрации

По своей технологической природе мотор должен и будет вибрировать. Так что со временем вы вообще не будете обращать на это внимания. И это прекрасно, ведь вы даже не заметите, как одна или сразу несколько лопастей гребного винта погнулись (при этом у носовых обводов начинается встряска каждый раз, когда вы переводите лодку в режим глиссирования, но на панели управления этого вообще не ощущается) и, конечно, не узнаете о том, что это при определенных оборотах свидетельствует о том, что винт нуждается в балансировке. А уж если на любой скорости грохочет все судно, что тоже, в принципе, можно не заметить при большом желании, что не выровнены двигатель с валом вместе.

  1. Выжимайте газ в самом конце

Перед тем, как заглушить мотор, непременно погазуйте. Доподлинно неизвестно, кто и когда придумал этот непреложный ритуал, но по легенде это должно помочь двигателю в следующий раз легче запуститься. Правда, все, к чему действительно может привести данное мероприятие — вы оставите топливо несгоревшим, оно будет покрывать цилиндры, образуя липкий и не такой уж безвредный налет.

  1. Забейте болт на болт

Раз уж хомут шланга выполнен из нержавеющей стали, то и его болт для стяжки тоже продуманные и заботливые производители изготовили из того же самого материала. В общем, можно не париться. Возможно, это станет для вас совершенно бесполезным открытием, но преимущественно этот болт выполнен из достаточно мягкой стали, которая имеет свойство ржаветь от соли. А сломанный хомут шланга — это самый надежный способ распрощаться выхлопным шлангом или вообще затопить свое судно.

  1. Бросайте концы в воду

Позвольте швартовым свисать с кормы. Пускай нейлон наматывается на винт, пока двигатель производит несколько тысяч оборотов в минуту. Сальники разорвет? Подшипники раздробятся? Трансмиссия останется без шестерней? А крепления мотора, если были не очень надежные, расшатаются так, что агрегат будет на них болтаться? Ну не-е-е-ет, это же истории не про вас.

  1. Наплюйте на коррозию

Не обращайте внимания на то, что ваш мотор нуждается в пребывании в сухой среде. Не ухаживайте за ним, позвольте коррозии сделать свое черное грязное дело. Лишнее — заморачиваться и обрабатывать электрические разъемы «вэдэшкой» или техвазелином, чтобы уберечь их от контакта с влагой. Если покатались на лодке в соленом водоеме, вообще ни к чему протирать потом мотор тряпкой, смоченной в пресной воде, а затем еще вытирать насухо и покрывать тонким слоем масла, распределяя его по всем деталям, в том числе находящимся внизу.

  1. Просто доливайте масло

Рачительный владелец лодки никогда не станет менять масло — он будет доливать новое к остаткам старого. Что? Это верный способ уничтожить лодочный мотор? Не, не слышали. Тем более что высосать все до остатка старое масло не так просто, хотя можно слить его в поддон. Но эта информация вам ни к чему.

  1. Не обращайте внимания на упорный подшипник

Когда будете менять на кормовом или подвесном приводе винт, обратно ставить упорный подшипник совершенно не обязательно. А если вдруг таковые детали валяются вокруг вас, просто возьмите первый попавшийся под руку. Ведь это все сказки, что без этого пресловутого родного подшипника втулка гребного винта будет тереться о корпус редуктора, когда лодка движется вперед. Лучше уж сразу посмотреть, сколько стоит новый корпус редуктора, и заказать пару-тройку про запас.

И в заключении

Недаром кто-то умный сказал, что самым изношенным в лодке мы хотим видеть руководство пользователя. Читайте его внимательно. Не нарушайте правила эксплуатации мотора, ведь это без преувеличения сердце плавсредства. И да, учитесь лучше на чужих ошибках, большинство из которых описаны в этой статье. А самое первое, что поможет избежать дальнейших проблем двигателем — это покупка качественного и надежного агрегата. 

В каталоге «Спорт-Экстрим» представлен большой выбор видов и моделей от ведущих торговых марок. Организуем доставку по РФ. 

Специалисты водно-моторного центра помогут подобрать
подходящие под ваши цели и ожидания модели.


Чтобы получить подробную консультацию по наличию, ценам и характеристикам, просто позвоните +7 (4822) 65-65-03.

Интересное о мототехнике

Все о плотности ПВХ лодок: что важно знать
Статьи
10 Сентября 2024
Все о плотности ПВХ лодок: что важно знать

Как выбрать оптимальную толщину ПВХ для разных условий эксплуатации и что важно ...

От чего зависит скорость ПВХ-лодки?
Статьи
14 Августа 2024
От чего зависит скорость ПВХ-лодки?

Какие ключевые факторы влияют на скорость ПВХ-лодки и как можно её увеличить?

Как подобрать оптимальный комплект «лодка ПВХ+мотор»
Статьи
17 Июля 2024
Как подобрать оптимальный комплект «лодка ПВХ+мотор»

Подбор правильного сочетания лодки ПВХ и мотора — ключ к успешным рыбалкам, увле...

Спасибо!

Ваша заявка принята, мы свяжемся с вами в рабочее время